государственного учреждения образования
«Ясли-сад № 13 г. Сморгони»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Ясли-сад № 13 г. Сморгони», утверждённого решением Сморгонского районного исполнительного комитета от 10 апреля 2015 г. № 289.
2. Государственное учреждения образования «Ясли-сад № 13
г. Сморгони» именуемое в дальнейшем «Учреждение образования», создано в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», и иными актами законодательства Республики Беларусь.
3. Учреждение образования создано в 1988 году.
4. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 150 (далее – Положение об учреждении дошкольного образования) иными актами законодательства, решениями учредителя и настоящим Уставом.
5. Учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный и иные счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь гербовую печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами.
6. Тип Учреждения образования – учреждение дошкольного образования, вид учреждения образования – ясли-сад.
7. Решение об изменении вида Учреждения образования принимается учредителем, вышестоящей организацией по собственной инициативе либо по инициативе Учреждения образования при совокупности следующих условий:
обоснования необходимости изменения вида Учреждения образования;
соответствия Учреждения образования критериям заявляемого вида;
согласования со Сморгонским районным исполнительным комитетом.
8. Учреждение образования обеспечивает получение дошкольного образования.
9. Наименование Учреждения образования:
на русском языке:
полное наименование: государственное учреждение образования «Ясли-сад № 13 г. Сморгони»;
сокращенное наименование: ясли-сад № 13 г. Сморгони;
на белорусском языке:
полное наименование: дзяржаўная ўстанова адукацыі «Яслі-сад №13 г. Смаргоні»;
сокращённое наименование: яслі-сад № 13 г. Смаргоні.
10. Местонахождение Учреждения образования (юридический адрес): ул. Юбилейная, дом 17, 231042, город Сморгонь, Гродненская область, Республика Беларусь.
11. Учредитель Учреждения образования: Сморгонский районный исполнительный комитет, расположенный по адресу: улица Ленина, дом 5, 231042, город Сморгонь, Гродненская область, Республика Беларусь.
12. В своей деятельности Учреждение образования подчиняется Сморгонскому районному исполнительному комитету, а также управлению образования Сморгонского районного исполнительного комитета как вышестоящей организации, расположенной по адресу: улица Ленина, дом 5, 231042, город Сморгонь, Гродненская область, Республика Беларусь.
13. Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.
14. В Учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
15. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних воспитанников может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
16. В Учреждении образования в соответствии с требованиями санитарных норм, правил, гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание организуется питание воспитанников. При необходимости организуется диетическое питание, коррекция питания.
17. Взимание платы с законных представителей за питание воспитанников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
18. Учреждение образования обеспечивает охрану здоровья и жизни воспитанников в соответствии с законодательством.
19. Медицинская помощь воспитанникам оказывается в порядке, установленном законодательством.
20. Медицинское обслуживание в Учреждении образования осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения «Сморгонская центральная районная больница».
21. Учреждение образования предоставляет помещение, создает условия для работы медицинского персонала.
22. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
23. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
24. Получение дошкольного образования в Учреждении образования является бесплатным.
25. Предметом деятельности Учреждения образования является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность по реализации образовательных стандартов дошкольного образования, образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
26. В Учреждении образования может реализовываться образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
27. Учреждение осуществляет лицензируемый вид деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»: охранная деятельность, а также может осуществлять и другие лицензированные виды деятельности.
28. Для достижения своих целей и поставленных задач Учреждение образования может осуществлять виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 с последующими изменениями и дополнениями.
Основные виды деятельности:
Дошкольное образование – 85100.
29. Основной целью деятельности Учреждения образования является обеспечение разностороннего развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, содействие приобретению им социального опыта.
30. Основными задачами Учреждения образования являются:
обеспечение дошкольного образования воспитанникам в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;
приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям;
выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;
формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье;
создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
охрана здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни.
31. Учреждение образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет следующие функции:
реализацию образовательных программ дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
создание условий для воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, их социализации;
создание условий для формирования основ патриотизма и национального самосознания, приобщения к общечеловеческим ценностям;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
охрану здоровья воспитанников, защиту их прав;
создание условий для полноценного физического развития воспитанников на основе привития навыков здорового образа жизни;
обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказание им психологической помощи;
обеспечение возможности своевременного и полноценного перехода на следующую ступень образования;
создание условий для повышения квалификации и проявления творческой инициативы педагогических работников;
создание условий для обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе на платной основе;
создание условий для оздоровления воспитанников в соответствии с медицинскими рекомендациями.
32. Реализация поставленных Учреждением образования задач осуществляется на основе тесного сотрудничества с законными представителями воспитанников. Учреждение образования и семья строят свои взаимоотношения на принципах открытости, гласности, доверия.
ГЛАВА 3
СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
33. Учреждение образования формирует свою структуру и штатное расписание в соответствии с законодательством, Уставом.
34. Учреждение образования имеет в своей структуре структурные подразделения.
35. К структурным подразделениям Учреждения образования относятся пункт коррекционно-педагогической помощи, группа кратковременного пребывания на постоянной основе на базе общежития коммунально-унитарного предприятия «Жилищно-ремонтно-эксплуатационная служба Сморгонского района», расположенного по адресу: ул. Синицкого, дом 8, 231042, город Сморгонь, Гродненская область, Республика Беларусь.
36. Для организации обучения и воспитания по соответствующей образовательной программе воспитанники объединяются в группы:
общего назначения:
первую младшую (от 2 до 3 лет),
вторую младшую (от 3 до 4 лет),
среднюю (от 4 до 5 лет),
старшую (от 5 до 7 лет);
специальную группу для детей с особенностями психофизического развития (для детей с тяжёлыми нарушениями речи).
37. При необходимости воспитанники могут объединяться в группы по разновозрастному принципу.
38. В Учреждении образования могут функционировать группы интегрированного обучения и воспитания.
39. Наполняемость групп в Учреждении образования устанавливается в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
40. Комплектование групп Учреждения образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).
41. Заведующий Учреждением образования представляет информацию о комплектовании Учреждения образования в управление образования Сморгонского районного исполнительного комитета.
42. В период летних каникул при сокращении численности воспитанников допускается переформирование групп, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.
43. Переформирование групп в летний период оформляется приказом заведующего.
44. В Учреждении образования могут открываться различные модели групп кратковременного пребывания, в том числе на платной основе.
45. В группах кратковременного пребывания возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
46. Основные требования к организации образовательного процесса:
обеспечение качества образования;
компетентностный подход;
охрана здоровья воспитанников;
соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул;
соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь;
создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечение их в различные виды деятельности;
обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанникам и оказания им психологической помощи;
создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
47. Организация образовательного процесса в Учреждении образования осуществляется в соответствии с требованиями учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования.
48. Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования включает в себя учебный план и учебную программу дошкольного образования.
49. Учебный план Учреждения образования разрабатывается на основе типового учебного плана, учебной программы дошкольного образования и утверждается заведующим Учреждения образования.
50. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в Учреждении образования уменьшено по желанию их законных представителей.
51. Индивидуальные учебные планы разрабатываются на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждаются руководителем Учреждения образования.
52. Обучение и воспитание в Учреждении ведется на белорусском и русском языках в соответствия с Законом Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь». Основной язык обучения – русский.
53. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально.
54. В разновозрастных группах организация образовательного процесса осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста воспитанников.
55. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования может осуществляться в специальной группе, в группе интегрированного обучения и воспитания, а также в условиях получения образования на дому в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
56. Образовательный процесс организуется в дневной форме в режиме пятидневной рабочей недели. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.
57. Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
58.Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.
59. В течение года устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся.
60. Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.
61. В период каникул проводится физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
62. Время проведения каникул определяется приказом руководителя.
63. Целью воспитательной работы является формирование разносторонне развитой, творческой личности воспитанника, в том числе формирование у него нравственных норм.
64. Воспитательная работа направлена на:
создание условий для ранней социализации и саморазвития личности воспитанника;
овладение воспитанниками основами здорового образа жизни;
формирование национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры.
65. Направлениями воспитательной работы являются:
воспитание основ культуры здорового образа жизни;
нравственное воспитание;
патриотическое воспитание;
эстетическое воспитание;
трудовое воспитание;
гендерное воспитание;
экологическое воспитание;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
семейное воспитание
66. Воспитательная работа организуется на основании плана воспитательной работы, который является составляющей плана деятельности Учреждения образования на соответствующий учебный год.
67. В образовательном процессе допускается использование учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляемыми научно-методическое обеспечение образования, а также иных изданий, определяемых Министерством образования.
68. В Учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи.
69. В Учреждении образования проводится психологическая и педагогическая диагностика в соответствии с законодательством.
70. В образовательном процессе психолого-педагогическая диагностика развития воспитанников используется только с согласия законных представителей несовершеннолетних после разъяснения им прав, связанных с ее проведением, и только с целью определения оптимальной программы развития ребенка.
71. Оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с особенностями психофизического развития осуществляется в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи»
72. Прием детей в Учреждение образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании:
направления, выданного управлением образования Сморгонского районного исполнительного комитета;
заявления законного представителя воспитанника;
медицинской справки о состоянии здоровья ребенка.
73. Прием детей в учреждение оформляется приказом заведующего Учреждения образования.
74. Зачисление детей в специальную группу для детей с особенностями психофизического развития, в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом заведующего Учреждения образования при наличии заключения медико-психолого-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и заявления законного представителя.
75. Перевод воспитанника в другое Учреждение образования осуществляется:
по инициативе законного представителя воспитанника;
в случаях прекращения деятельности Учреждения образования с согласия законного представителя воспитанника.
76. Прием детей в Учреждение образования в связи с переводом из другого учреждения образования осуществляется по предъявлению документов, предусмотренных в пунктах 72, 74 и оформляется приказом заведующего.
77. Отчисление (прекращение образовательных отношений) воспитанника осуществляется при наступлении соответствующих оснований:
в связи с получением дошкольного образования;
досрочно.
78. Образовательные отношения прекращаются досрочно:
по инициативе законного представителя воспитанника;
по инициативе Учреждения образования;
по обстоятельствам, не зависящим от воли воспитанника, Учреждения образования.
79. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе законного представителя воспитанника осуществляется:
в случае перевода воспитанника в другое учреждение образования;
по собственному желанию законного представителя воспитанника.
80. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе Учреждения образования осуществляется в случае:
длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин в течение учебного года;
в случае непосещения воспитанником Учреждения образования по уважительным причинам место за ним сохраняется в течение шести месяцев.
81. Уважительные причины отсутствия:
болезнь (при условии предоставления медицинской справки);
санаторно-курортное лечение;
оздоровление ребёнка в летний период;
карантин;
по заявлению в период болезни, командировки или отпуска законных представителей, скользящего графика работы родителей, иные причины.
82. Досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли воспитанника, осуществляется в случае:
ликвидации Учреждения образования;
аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность, в том числе по обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность;
смерти воспитанника.
83. Отчисление воспитанников из пункта коррекционно-педагогической помощи осуществляется приказом заведующего после исправления нарушений физического и (или) психического развития на основании списка воспитанников, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования воспитанников учителем-дефектологом и специалистами центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и утвержденного директором центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
84.Отчисление из пункта коррекционно-педагогической помощи может осуществляться и по другим причинам:
смена места жительства;
перевод в иное учреждение образования;
отказ законных представителей воспитанника с особенностями психофизического развития от коррекционно-педагогической помощи.
85. В данном случае основанием для отчисления служит заявление законных представителей воспитанника с особенностями психофизического развития.
86. Решение об отчислении (прекращении образовательных отношений) воспитанника принимает руководитель учреждения образования путем издания приказа, в котором указывается основание отчисления.
87. Время пребывания воспитанников в Учреждении образования составляет 10,5 часа, 12 часов, в группах кратковременного пребывания – по гибкому режиму с учетом пожеланий законных представителей.
88. Время пребывания воспитанника в Учреждении образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.
89. Конкретные вопросы образовательного процесса решаются Советом учреждения, педагогическим советом и руководством Учреждения образования в пределах полномочий, предоставленных им нормативными документами и настоящим Уставом.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
90. Учреждение образования в соответствии с возложенными на него задачами имеет право:
осуществлять образовательную и оздоровительную деятельность;
вносить в установленном порядке Учредителю предложения по совершенствованию своей организационно-штатной структуры;
осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
участвовать в экспериментальной, инновационной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Беларусь и предусмотренную настоящим уставом.
91. Учреждение образования обязано:
осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, настоящего Устава;
обеспечивать качество дошкольного образования;
создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;
обеспечивать разработку и принятие правил внутреннего распорядка учреждения;
создавать необходимые условия для организации питания и оказания медицинской помощи воспитанникам;
знакомить законных представителей воспитанников при зачислении ребенка в Учреждение образования с Уставом, а по их требованию – с учебно-программной документацией;
оказывать содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества дошкольного образования;
выполнять иные обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
92. К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, а также работники, которые осуществляют административно-хозяйственные, инженерно-технические производственные и иные вспомогательные функции, воспитанники и их законные представители (родители, усыновители, удочерители, опекуны, попечители).
93. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и настоящего Устава.
94. Учреждение обеспечивает права каждого ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
95. Воспитанник Учреждения образования имеет право на:
получение образования в соответствии с образовательной программой;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
получение психолого-педагогической помощи со стороны специалистов Учреждения образования;
пользование учебными пособиями;
получение качественных образовательных услуг, в том числе на платной основе.
96. Законные представители воспитанников имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами;
ознакомление с учебно-программной документацией;
участие в управлении Учреждением образования;
защиту прав и законных интересов воспитанников;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами деятельности воспитанников;
выбор форм получения дошкольного образования ребенком;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) ребёнка, которые проводятся в учреждении образования;
оказание Учреждению образования посильной помощи в реализации уставных задач, в укреплении материально-технической базы учреждения образования.
97. Законные представители воспитанников обязаны:
соблюдать настоящий Устав;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка;
обеспечивать условия для получения образования, развития и отдыха ребёнка;
уважать права, честь и достоинство других участников образовательного процесса;
своевременно проходить медицинские осмотры своих детей;
посещать родительские собрания;
поддерживать у ребёнка авторитет и уважение к педагогам;
показывать ребёнку положительный пример выполнения гражданских, трудовых и семейных обязанностей, прививать ему здоровый образ жизни;
своевременно вносить плату за питание воспитанников в соответствии с действующим законодательством;
нести материальную ответственность за порчу имущества Учреждения образования в установленном законом порядке.
98. Иные права и обязанности воспитанников Учреждения образования и их законных представителей определяются законодательством.
99. Педагогические работники Учреждения образования имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения образования;
участие в управлении Учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
получать социальные льготы и гарантии, установленные государством;
быть информированными в письменном виде о предъявляемых
к ним претензиям.
100. Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством.
101. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Учреждения образования;
исполнять обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, настоящим Уставом и другими локальными нормативными правовыми актами учреждения образования;
осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивать качество дошкольного образования;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
вести здоровый образ жизни, пропагандировать его;
охранять жизнь и здоровье детей, защищать их от всех форм физического и психического насилия, создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;
сотрудничать с законными представителями воспитанников по всем вопросам воспитания и обучения ребенка;
посещать семьи воспитанников на дому с целью выявления условий воспитания и обучения воспитанников в семье;
осуществлять перспективное и текущее планирование образовательного процесса, вести необходимую документацию;
выбирать наиболее оптимальные методы и приёмы работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на основе личностно-ориентированного подхода;
осуществлять обучение и воспитание детей в соответствии с национально-культурными традициями белорусского народа, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
102. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством.
103. Права и обязанности других категорий персонала Учреждения образования определяются типовыми квалификационными характеристиками должностей служащих, тарифно-квалификационными характеристиками работ и профессий рабочих, нормативными документами органов государственного управления и должностными (рабочими) инструкциями, утверждаемыми заведующим.
ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТОВ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
104. Трудовые отношения работников в Учреждении образования регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
105. Штатное расписание Учреждения образования утверждается заведующим по согласованию с управлением образования Сморгонского районного исполнительного комитета на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
106. Для обеспечения своей уставной деятельности Учреждение образования нанимает персонал сотрудников следующих категорий:
педагогический - по согласованию с управлением образования Сморгонского районного исполнительного комитета;
административно-хозяйственный;
обслуживающий.
107. Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утверждёнными в соответствующем порядке.
10. В соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь заведующий имеет право на изменение существенных условий труда работников в связи с объективными причинами (изменение режима труда, учебной нагрузки, введение сменности, должностей и т.д.).
109. Оплата труда работников Учреждения образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством, действующими в Учреждении образования положениями о премировании, установлении надбавок.
110. В соответствии с законодательством персонал имеет право свободно объединяться и вступать в профессиональные союзы.
ГЛАВА 8
УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ.
КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
111. Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
112. К исключительным компетенциям Учредителя относятся:
принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения образования;
утверждение Устава Учреждения образования, изменений и дополнений, вносимых в Устав учреждения образования;
определение предмета, целей и задач деятельности Учреждения образования;
учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь.
113. Руководство Учреждением образования осуществляет его заведующий, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности начальником управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета по согласованию со Сморгонским районным исполнительным комитетом и главным управлением образования Гродненского областного исполнительного комитета.
114. Заведующий Учреждением образования:
действует от имени Учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения образования, заключает договоры;
несет ответственность за качество и эффективность работы, условия труда и охрану труда работников, охрану прав, жизни и здоровья детей;
распределяет и несет ответственность за установление нагрузки педагогическим работникам;
утверждает Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения образования и другие локальные документы;
в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом несет персональную ответственность за сохранность имущества, закрепленного за ним учредителем, и за его эффективное использование;
осуществляет руководство коллективом Учреждения образования, обеспечивает подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения квалификации работников;
заключает трудовые договоры (контракты) с педагогическим персоналом Учреждения образования после согласования с начальником управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета;
отвечает за финансово-хозяйственную деятельность Учреждения образования, заботится о формировании финансовых источников;
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
115. Оплата труда заведующего, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством.
116. Должностные обязанности заведующего утверждает начальник управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета.
117. Заместитель заведующего по основной деятельности назначается заведующим по согласованию с управлением образования Сморгонского районного исполнительного комитета.
118. Заведующий в деятельности по управлению Учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления: советом учреждения, педагогическим советом, попечительским советом, родительскими комитетами групп.
119. Основным органом самоуправления Учреждения образования является совет учреждения, возглавляемый заведующим.
120. Совет Учреждения образования создается в целях решения основных вопросов деятельности Учреждения образования. Компетенция, организация деятельности совета Учреждения образования определяется постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования».
121. Количественный состав совета Уреждения образования составляет 9 человек (законные представители воспитанников – 3 человека, представители педагогических и иных работников Учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, иных организаций – 6 человек).
122. Члены совета Учреждения образования избираются открытым или тайным голосованием (представители педагогических и иных работников Учреждения образования – на общем собрании трудового коллектива, представители законных представителей воспитанников – на общем родительском собрании).
123. Персональный состав совета Учреждения образования утверждается приказом заведующего.
124. Срок полномочий совета Учреждения образования составляет 5 лет.
125. Педагогический совет Учреждения образования решает задачи совершенствования и развития образовательного процесса, определения приоритетных направлений развития и путей реализации содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников и развития их творческого потенциала, совершенствования качества дошкольного образования, внедрения современных педагогических технологий, совершенствования здоровьесберегающей системы, изучения педагогического опыта, распространения эффективной педагогической практики.
126. Порядок создания и деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 65 «Об утверждении Положений о педагогическом совете учреждения дошкольного образования и родительском комитете учреждения дошкольного образования и признании утратившим силу постановления Министерства образования республики Беларусь от 2 апреля 2010 г. № 41».
127. Родительские комитеты групп создаются в целях укрепления связей между семьей и Учреждением образования, оказания содействия администрации и педагогическому коллективу в создании условий для воспитания и обучения воспитанников, привлечения родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности Учреждения образования, соблюдения уважительного отношения к участникам образовательного процесса. Родительский комитет организует свою работу в соответствии с постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 65 «Положение о родительском комитете учреждения дошкольного образования».
128. Попечительский совет Учреждения образования является органом самоуправления и создается в целях оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
129. Задачами деятельности попечительского совета являются:
содействие Учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;
разработка и реализация планов своей деятельности в интересах Учреждения образования;
содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников Учреждения образования;
определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета;
содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
целевое использование средств попечительского совета.
130. Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители воспитанников, педагогические работники, представители других организаций, иные лица.
131. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.
132. Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.
133. Порядок деятельности попечительского совета:
высшим органом управления попечительским советом является общее собрание, которое проводится не реже одного раза в полугодие;
общее собрание попечительского совета оформляется протоколом, подписанным председателем и секретарем;
решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются квалифицированным большинством (не менее двух третий) голосов присутствующих членов попечительского совета.
134. Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещённых законодательством, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств Учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.
135. Попечительский совет организует свою работу на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования».
136. В Учреждении образования может создаваться совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
137. Решение о создании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оформляется приказом заведующего Учреждением образования.
138. В состав совета профилактики входят председатель, являющийся по должности заведующим Учреждения образования, заместитель председателя, секретарь совета профилактики и иные члены совета профилактики из числа сотрудников органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представителей общественных объединений с их согласия.
139. Персональный состав и численность совета профилактики определяются на начало календарного года приказом заведующего Учреждением образования.
140. В течение года в состав совета профилактики в случае необходимости приказом заведующего Учреждением образования вносятся изменения.
141. Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства.
142. Контроль за деятельностью Учреждения образования осуществляется Учредителем и уполномоченными государственными органами.
143. Учреждение образования осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования (комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности). Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется заведующим Учреждением образования.
ГЛАВА 9
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
144. Учреждение образования обеспечивается необходимыми помещениями, мебелью, оборудованием, инженерными коммуникациями, инвентарем и другими материальными ценностями, обеспечивающими жизнедеятельность, современную организацию образовательного процесса.
145. Учреждение образования несет ответственность за сохранность, эффективное использование закрепленного за ним имущества.
146. Источниками финансирования Учреждения образования являются:
бюджетные средства;
добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц;
средства, полученные от внебюджетной деятельности;
другие источники, не запрещенные законодательством.
147. Учреждение образования планирует и осуществляет свою кадровую, финансовую и хозяйственную деятельность по согласованию с управлением образования Сморгонского районного исполнительного комитета;
148. Учреждение образование финансируется из местного бюджета согласно смете, разработанной централизованной бухгалтерией совместно с заведующим и утвержденной начальником управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета.
149. Учреждение образования вправе оказывать воспитанникам, иным гражданам, предприятиям и организациям платные образовательные услуги вне основной образовательной деятельности.
150. Оказание платных образовательных услуг на платной основе осуществляется на основе договора о платных услугах в сфере образования.
151. Порядок и условия предоставления платных образовательных услуг определяется отдельными нормативными актами, размер оплаты и режим предоставления услуг определяется в соответствии с законодательством, с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается заведующим по согласованию с начальником управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета. Доход от указанной деятельности реинвестируется в Учреждение образования и распределяется согласно утвержденной смете расходов.
152. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств бюджета.
153. Централизованной бухгалтерией осуществляется реальный учет средств, полученных от внебюджетной деятельности, спонсорской помощи, других источников. Учреждение образования использует их в порядке, установленном действующим законодательством на цели, определенные настоящим Уставом.
154. Проверка хозяйственной, предпринимательской, финансовой деятельности осуществляется управлением образования Сморгонского районного исполнительного комитета, финансовыми, налоговыми и другими государственными органами контроля.
155. Статистическая отчетность, бухгалтерский учет Учреждения образования ведется централизованной бухгалтерией согласно договору оказания услуг.
156. Статистическая отчетность Учреждения образования представляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 10
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОТЧЕТНОСТИ
157. Бухгалтерское обеспечение работы Учреждения образования, по договору на безвозмездной основе осуществляет централизованная бухгалтерия управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета.
158. Учреждение образования ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие органы государственного управления. Должностные лица несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за искажение государственной отчетности.
159. Номенклатура дел Учреждения образования утверждается в установленном порядке. Документация по финансово-хозяйственной деятельности и по личному составу сдается в архив по месту нахождения учреждения образования.
160. Государственная, статистическая, бухгалтерская и другие формы отчетности представляются учреждением образования по месту своего нахождения в установленном законодательством порядке согласно установленным формам в соответствующие сроки.
161. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
ГЛАВА 11
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
162. Учреждение образования может осуществлять международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.
163. Учреждение образования вправе по согласованию с Учредителем:
участвовать в международной деятельности по линии Министерства образования Республики Беларусь, других министерств, устанавливать прямые связи с органами управления образования и общеобразовательными учреждениями, фондами зарубежных стран;
участвовать в международном сотрудничестве по проблемам образования, повышения квалификации педагогического мастерства, практической подготовки педагогических кадров;
заключать соглашения с зарубежными учреждениями образования по обмену педагогами, проведению совместных мероприятий, стажировки и практики педагогов;
направлять педагогов для участия в международных выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, используя для этого средства из внебюджетных источников.
ГЛАВА 12
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
164. Создание, реорганизация и ликвидация Учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
165. В случае прекращения деятельности Учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность Учреждения образования (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 13
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
166. Изменения и (или) дополнения в Устав вносятся в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики Беларусь и Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования.
167. Изменения и (или) дополнения, вносимые в Устав Учреждения образования, считаются зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц.