КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ
1.Формируем пассивный словарь. Проговаривайте все, что происходит с ребенком: называйте все предметы, к которым прикасается ваш малыш, все действия, которые он выполняет сам или вместе с вами (одеваетесь, гуляете на улице, кушаете и т.д.). Читайте детские книжки: потешки, короткие сказки. Рассказывайте сказку своими словами, упрощая текст, если вы видите, что малыш устает и не дослушивает сказку до конца. Рассматривая картинки, задавайте вопросы. Пусть малыш покажет не только предмет или персонаж сказки, но и кто спит, сидит, одевается, кто большой, кто маленький, где один, где много и т.д.
2.Артикуляционная гимнастика, чтобы говорить чисто.
«Улыбнулись - нахмурились».
«Окошко» - на счет «раз» широко открыть рот, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
«Вкусняшка» или «Котик облизывается» - облизать верхнюю губу, затем нижнюю.
«Надуем шарик» - надуть щечки (надули шар), прикоснулись пальчиками к щечкам, выпустили воздух (шарик сдулся).
«Лошадка» - щелкать кончиком языка, как цокают лошадки, рот при этом открыт.
«Часики» - ротик открыть, язычок высунуть и переводить из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Чтобы ребенок нашел правильное положение языка, намажьте губы вареньем или шоколадом.
3.Дыхательная гимнастика. Добиваемся длительного и плавного выдоха. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Следим, чтобы не надувались щеки (можно прижимать их ладошками).
«Футбол», «Снежинки» - дуем на комочки ваты.
«Кораблик» - бумажный кораблик опускаем в таз с водой. Двигаем кораблик с помощью выдоха.
«Буря в стакане» - соломинку для коктейля кладем на язычок, прижимаем губами, опускаем соломинку в стакан с водой. Дуем через соломинку, чтобы вода забурлила.
Не переусердствуйте! Достаточно 3 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может вызвать головокружение.
4.Развиваем слуховое внимание.
«Коробочки» - выбираем из 2-3 коробочек звучащую (3коробочки, одна наполнена пуговицами или камушками).
«Тихо – громко» - взрослый играет на барабане тихо, затем громко, малыш повторяет; большой мишка (кукла) поет или топает громко, маленький тихо.
«Колокольчик – барабан» - различаем контрастное звучание игрушек.
«Кто кричал?» - соотносим звук игрушки с ее образом или изображением.
5.Координируем речь с движением.
Рисуя пальчиками на подносе с манкой, влажным песком, на старых обоях, на большом листе бумаги, произносим вместе с ребенком любые звуки или короткие слова: у-у-ветер дует, волк воет, би-би – машинка гудит, кап – дождик капает.
Пальчиковые и жестовые игры.
Пальчик о пальчик
Пальчик о пальчик тук-тук-тук (мама стучит указательным пальчиком ребенка друг о друга),
В ладошки хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши),
По ножкам топай, топай, топай (хлопают ладошками по ножкам).
Спрятались.
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
А вот они, нашлись! (опускают руки)
Тушки, тутушки (мамы кладут к себе на колени подушки)
Сидели на подушке (дети садятся на подушки).
Пришли подружки (мамы ритмично поочередно поднимают колени),
Столкнули с подушки (подушку наклоняют).
Мы с подушки – ух! (ребенок плавно съезжает на пол)
На подушку – плюх! 2 раза (сажают ребенка на подушку)
Шла коза по мостику (сажаем малыша на одно колено)
И виляла хвостиком (лицом к себе, держа за руки).
Зацепилась за перила (качаем вправо, влево),
Прямо в речку угодила – бух! (опускаем вниз почти до пола)
Мишка по лесу гулял,
Мишка лапами топтал: (сильное нажатие на спинку)
Топ-топ, топ-топ, (похлопывание)
Мишка лапами топтал.
Зайка по лесу гулял (ритмичные поступательные движения пальцами),
Зайка по лесу скакал:
Скок-скок, скок-скок,
Зайка по лесу скакал.
А лисонька-лиса,
Вот какие чудеса,
По лесу гуляла,
Следы заметала. 2 раза (поглаживание по спинке)
- Я пеку, пеку, пеку (дети округлыми ладошками)
Деткам всем по пирожку («лепят пирожки»),
А для милой мамочки (гладят маму)
Испеку два пряничка (протягивают ей ладошки).
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка.
Я ребяток позову (зовут ручками, протягивают),
Пирожками угощу (их соседям за столом).
Не требуйте от вашего малыша безупречного выполнения задания. Начинайте с простого, постепенно усложняя. Занятия с маленькими детьми длятся 3-5 минут. Ребенок будет впитывать знания, если ему интересно. Создайте игровую ситуацию, возьмите себе в «помощники» куклу или мишку. Не говорите слово «неправильно»! Хвалите малыша даже за незначительные успехи.