Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка учителя - дефектолога

Дата: 24 апреля 2015 в 16:17, Обновлено 19 января 2019 в 18:46
Автор: Васько С. Г.

Речевые игры                                                       

1. Употребление слова «звонИть», «звонИт».
Неправильно: телефон звОнит (ударение на первом слоге).
Правильно: телефон звонИт. 
Игра «Разбуди Винни-Пуха».
Поиграйте с малышом в сказку. Выберите для игры две любимых игрушки ребенка (например, Винни-Пух и Пятачок). Разыграйте ситуацию. Винни-Пух собрался на День рождения к Пятачку и … проспал! Пятачок не дождался гостя и стал звонить ему по телефону. Телефон звонИт, а Винни-Пух его не слышит – так крепко он спит. Давай его разбудим: «Винни-Пух! Телефон звонИт! Вставай!». Попросите ребенка повторить фразу несколько раз. Винни-Пух сердито отвечает малышу: «Я еще посплю» и переворачивается на другой бок. Ой, какой сонный! Придется снова его будить: «Пятачок тебя ждет, он тебе звонИт! Телефон звонИт!». Снова повторяем фразу, теребим медвежонка, ласково будим. Винни-Пух не слышит нас и продолжает спать. Что же делать? Придется еще раз повторить эту фразу сонному мишке, чтобы его разбудить! Будим Винни-Пуха с ребенком 4-6 раз. В конце игры Винни-Пух просыпается, благодарит малыша за помощь и отправляется в гости к Пятачку. Многократное повторение слова в этой веселой игре позволяет детям очень легко запомнить правильный вариант.
2 Употребление слов «надеть» и «одеть»
Неправильно: одевать на куклу.
Правильно: одевать куклу, ребенка, в шубу, в платье, но: надевать на себя.
Игра со словом «одеть».
Предложите ребенку поиграть. В игре Вы будете жестами показывать, что за предмет одежды Вы одеваете на Мишку. Например, покажите, как Вы завязываете мишке шарф (шарфа нет, только показ жестами) и спросите: «Во что я одеваю Мишку?». Или покажите, что Вы одеваете Мишку в брючки и спросите «А теперь во что я одела Мишку?». Можно показать жестом, как Вы одеваете Мишку в рубашечку, застегиваете пуговки на рукавах. 
Потом пусть малыш загадает подобные загадки Вам. В этой игре нужно часто использовать слово «одеть», и чем чаще – тем лучше! «Во что я одела Мишку?» — «Ты одела его в куртку?». – «Нет, я Мишку в куртку не одевала. Это что-то другое, но похожее на куртку. Отгадай, что это» — «Ты его одела в пальто?» и т.д. 
Аналогично проведите игру со словом «надеть» с угадыванием действия по жестам, имитируя надевание одежды на себя – угадай, что я сейчас на себя надела?
Многократное естественное повторение слова в игре запомнится малышу. Запомнится ему и разница в ситуациях использования этих похожих слов, и он не будет больше ошибаться ( Кого во что одели? Что на себя надели?).
3. Ошибки употребления существительных во множественном числе.
Типичная детская ошибка: много яблоков, сливов, грушев, мандарин, апельсин, карандашев, ботинков, щетков и т.д.
Правильно: много яблок, груш, слив, мандаринов, апельсинов, бананов, ананасов, карандашей, щеток и т.д.
Вариант 1. Поиграйте в игру «Чего не стало». Выложите на стол 5-6 картинок, на каждой из которой изображено несколько фруктов или других предметов. Например, груши, сливы, яблоки, ананасы, бананы, мандарины. Для игры нужно подобрать те картинки, в названии которых ребенок допускает ошибки.
Попросите ребенка закрыть глаза и в это время уберите одну картинку. Попросите малыша открыть глаза, посмотреть на картинки и догадаться, чего не стало? Малыш отвечает: «Не стало груш» или «Не стало карандашей». Если он ошибается, то нужно исправить его ошибку, назвав правильный вариант. Ни в коем случае не повторяйте в своей речи ошибки ребенка! Для малыша очень важно слышать грамотную речь взрослых людей, которые его окружают.
Вариант 2. Вам понадобятся два одинаковых набора картинок. Рассмотрите с ребенком картинки и назовите, что на них нарисовано. Один набор выложите перед ребенком. Карточки из другого набора положите стопкой друг на друга. Вы берете из стопки одну картинку так, чтобы ребенок не видел, что на ней нарисовано. Попросите малыша угадать, что у Вас. 
Ребенок спрашивает: «У тебя много слив?» - «Нет, у меня нет слив». – «У тебя много яблок?» - «Нет! У меня нет яблок». – «У тебя много груш» - «Да, у меня много груш!» Как только малыш угадал картинку, поменяйтесь ролями в игре.
Многократно повторяя слова в этой увлекательной игре, ребенок их легко запоминает.
4. Ошибки согласования прилагательных и существительных в роде, числе.
Типичная ошибка детей: зеленыя платье, красныя чашка и т.д.
Правильный вариант: зеленАЯ чашка, зеленЫЕ чашки, зеленЫЙ стаканчи, зеленОЕ стекло
Поиграем в игру «Грамматические загадки». 
Попросите малыша отгадать, что Вы загадали:
• зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?
• зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?
• зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?
• зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?
Игра учит ребенка прислушиваться к окончаниям слов и ориентироваться на них при определении рода. В первый раз большинство малышей ошибается в отгадывании. В случае ошибки спросите ребенка: «А мы так говорим – зеленАЯ абажур? Нет. Как мы говорим – зеле….НЫЙ абажур. Значит, зеленАЯ – это что? Конечно, лампа». Достаточно быстро малыш поймет принцип выполнения задания, и ошибки согласования слов исчезнут из его речи. Чтобы игра была результативной, в ней обязательно надо очень четко интонационно выделять окончания всех слов.
5. Употребление в речи слова «пианино».
Типичная ошибка детей: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».
Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.
Игра «Отгадай по звуку».
Возьмите разные детские музыкальные инструменты. Можете использовать аудиозаписи. Попросите ребенка на слух отгадать, на каком инструменте Вы играете (или на каком инструменте играет музыкант в аудиозаписи). Ребенок отвечает: «На барабане», «На дудочке», «На скрипке», «На пианино». Скажите малышу, что слово «пианино» - это особое слово. Оно никогда не изменяется. Мы так всегда и говорим: Я учусь играть на пианино, пройди мимо пианино, у пианино стоит диван.
6.Употребление в речи повелительного наклонения глаголов.
Типичные ошибки: ляжь (вместо ляг), поскакай (вместо поскачи), спей (вместо спой), побежи (вместо побегай) и т.д.
Правильный вариант: поскачи, побегай, попрыгай, потанцуй, спой, спляши, покатай, положи, стой, ляг, наклонись.
Игра «Мишка – физкультурник». 
В гости к ребенку пришел мишка, он очень любит спорт и умеет выполнять разные команды. Малыш командует, а мишка выполняет его команды: «Присядь. Стой. Побегай. Ляг». Мишка выполняет команду только в том случае, если в речи ребенка нет ошибок. 
Взрослый в игре: а) дает возможность малышу самому придумать задания мишке, б) просит: «Попроси мишку лечь. Как нужно сказать? Правильно: «Мишка, ляг!» Попроси мишку спеть. А теперь попроси его потанцевать».
7. Правильное употребление глагола «хотеть».

Типичные ошибки: хочете (вместо «хотите»), «хочем» (вместо «хотим»)
Правильный вариант: мы хотим, они хотят, я хочу, ты хочешь.
Игра «Вы хотите – мы хотим».
Лучше всего играть с несколькими детьми. Если у Вас один малыш, то можно поиграть с игрушками – друзьями малыша. В игре мы будем вести диалог с друзьями о том, что они хотят: «Мишки, а вы хотите потанцевать? А мёда хотите?» - «Мы хотим поесть вкусной малины». – «А вы, зайки что хотите?» - «Мы хотим морковки. А вы что хотите? Хотите морковки?» - «Нет, мы хотим пойти на улицу».
Договоритесь вместе с малышом в паре о том, что вы вместе хотите делать: мы хотим спеть (мы хотим поехать в зоопарк, покататься на самокате и др.). Спросите у других членов семьи: «А вы хотите с нами (спеть, поехать в зоопарк и т.д.)
8. Правильное употребление неизменяемого слова «пальто».
Типичная ошибка детей: в пальте (вместо «в пальто», польты (вместо «пальто» во мн. числе).
Правильно: слово «пальто» никогда не изменяется.
Поиграем в ателье. 
Делаем «конструктор» - берем кусочки ткани или
цветной бумаги, клей, ножницы и бумажный трафарет для пальто. Понадобится и картон для фона будущей аппликации. И начинаем обсуждать наше будущее пальто: «У нашего пальто будут карманы? Где будут карманы у пальто? А какие будут пуговицы на пальто? Рукава у пальто будут широкими или узкими? Какого цвета будет пальто? Какой воротник у пальто?». Когда всё обсудим, вырезаем по трафарету силуэт пальто, наклеиваем его на фон, дорисовываем или приклеиваем элементы декора. Приклеивая, обговариваем все действия, многократно употребляя слово «пальто». 
В конце игры спрашиваем ребенка: «Ты заметил, какое интересное слово – слово «пальто». Оно никогда не изменяется! Мы так говорим: «В шкафу висят пальто. У меня есть пальто. У пальто длинные рукава. Сегодня холодно, поэтому я пойду гулять в пальто».
9. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (собрался – собирается, поиграл – играет и др.)
Типичные ошибки: вставает (вместо «встает») и другие.
Правильный вариант: собрался – собирается, умылся – умывается, идет – пришел, ест – поел, поет – спел, чистит – почистил.
Расскажите ребенку сказку о двух зайчатах: «Жили - были два зайчика. Одного из них звали Шустрик. Как ты думаешь, почему? А другого – Догоняйка. Почему его так назвали? Да, потому что он был очень неторопливый, всё делал медленно и всегда всех догонял. Шустрик уже встал с постели, а Догоняйка еще… что делает? (встает). Шустрик уже умылся, а Догоняйка еще …? (умывается). Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка еще… что делает? (чистит зубы). Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка еще… что делает? (завтракает). Шустрик уже собрался на прогулку, а Догоняйка еще…. Что делает? (собирается на прогулку)». Продолжите сюжет сказки сами, вставляя в текст сказки разные глаголы
10. Правильное употребление неизменяемого слова «кофе».
Типичные ошибки детей: облился кофеем, кофий.
Правильный вариант: слово «кофе» не изменяется.
Играем в кафе.
Предложите ребенку открыть у Вас дома кафе. Позовите в кафе любимых друзей и игрушки. Сначала Вы сами возьмите на себя роль официанта: «Вам чаю или кофе? Вам кофе с молоком или черный кофе? Вы больше любите сладкий кофе или несладкий? Вот Ваш кофе!» Потом эту роль выполняет ребенок, угощая Вас и всех других участников игры.
В конце игры спросите ребенка: «Ты заметил, что слово кофе никогда не изменяется? Мы так и говорим: хочу выпить кофе, мне понравился кофе».
Аналогично можно провести игру со словом «какао».

Подготовила речевые игры учитель-дефектолог Господарчук Надежда Александровна.

Советы 
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
Упражнения :
«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).
Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!
6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука. 
Подготовила советы учитель-дефектолог Господарчук Надежда Александровна.

 

Презентация "Готовность к школе" учителя-дефектолога Господарчук Надежды Александровны . Можно посмотреть здесь.

Что делать летом тем, кто занимался в логопедической группе?

 Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

 Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Что же делать?

  • следить за поставленными и закрепленными звуками, не допускайте их дефектного произношения;
  • иногда повторяйте пройденные стихи и разучивайте новые (см. ниже примерный перечень);
  • задавайте ребенку вопросы по темам, изучавшимся в течение года (дикие и домашние животные, транспорт, продукты питания, мебель, овощи, профессии и т.д.);
  • наблюдайте живую природу, обговаривайте с ребенком всё, что он видит;
  • купите на лето бумагу и краски - пусть ребенок зарисовывает свои летние впечатления;
  • читайте ребенку книги вслух и спрашивайте, как он понял прочитанное; поменяйтесь местами - теперь пусть вам «почитает» ребенок, а вы перескажете. Для упрощения  запоминания рассказа можете вместе с ребенком  схематически зарисовывать  слова из рассказа или предложения (развиваем тем самым ассоциативное мышление и память).
  • Если ребенок неправильно произносит тот или иной звук, напоминаем, что:

- Говорим Ш, поднимая язык кверху и шипим.

- Для С – язык упирается в зубки (либо прикусываем кончик языка зубками) и свистим.

- Произнося Л, ребенок прикусывает также кончик языка и гудит «ЫЫЫ», затем  поет песенку «ЛАЛАЛА», как бы «наказывая язычок» (тоже прикусывая кончик яз.).

- Для звука К необходимо язык упереть в зубки и постепенно отодвигать вглубь рта. Сначала слышится ТТТ, затем ККК.

  • По мере возможности выполняйте артикуляционные упражнения:
  1. «Улыбка»

Губы естественно растянуты в улыб­ке, зубы сжаты „заборчиком", при этом передние - хорошо видны. Продолжительность не менее 10 секунд.

2. «Трубочка»

Зубы плотно сжаты, а ryбы вытянугы трубочкой. Продолжительность не менее 10 секунд.

3.Чередуем «Улыбку» и «Трубочку»

На счет „раз-два" повторите оба упражнения не менее 10-15 раз.

4. «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

5. «Грибочек»

Улыбнуться, поцокатъ языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу.

6. Лошадка

Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

7. «Пароход гудит»

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

8. «Гармошка»

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

9. «Парашют»

На кончик носа положить ватку,широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Стихи, тексты для закрепления

произношения звуков С, З, СЬ, ЗЬ.

Чудесная сумочка

В сумочке чудесной –

Ох и чудеса,

В сумочке прелестной

Сыр и колбаса,

Соль, фасоль, сырочек,

Сахарный песок,

Маслица кусочек,

Ананасный сок.

Вездеход

Вам сегодня не везет?

Вас автобус не везет?

Вы возьмите вездеход!

Вездеход вас повезет…

Верно, правильно назвали

Вездеходом вездеход

Склевали гуси

Купила Марусе бусы бабуся.

На рынке споткнулась бабуся о гуся…

Не будет подарка у внучки Маруси:

Все бусы склевали по бусинке гуси.    

Затея

Вот веселая затея –

 запускать на нитке змея.

Змей летит выше берез!

Ветер змея не жалея,

Прямо к солнышку понес.

Саня и сани

Маленькому Сане подарили сани.

Посмотрите сами: вот какие сани!

Вез на гору Саня за собою сани.

Съехал с горки Саня, а на Сане – сани!       

Подберезовик

Подберезовик, подберезовик

Ловко спрятался под березою

Да не прячься ты так старательно –

Я найду тебя обязательно.

Вот так свистнул!

Кто-то принес Сережке свисток. Носит с тех пор его Сережка всюду с собой и все свистит да свистит.

Один раз Сережка как свиснет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. И вот миска пуста, а весь стол и Васька в сметане.   

Зайка и коза

У Зины заводная коза. Заведут ее – она забегает по доске. Забавная такая! Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поет: «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет!»

Скороговорки

Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Стихи, тексты для закрепления произношения звуков   Ш, Ж

Жадина

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

         Прибаутка

Уж ты, Мишенька, дружок,

Ты не бегай на лужок,

На крутой бережок.

Добыча меда

Жалко жадных медвежат,

Пчелы кружатся, жужжат,

Жала к рожицам все ближе…

Мед медведи жадно лижут.        

Наша Маша

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки на окошке,

Две Танюшки на подушке.

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в блюдце, Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

Шмель

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу,

Над ромашками кружу!

Безобидно я жужжал,

Что же Женя убежал?

Лошадки

Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Но! Поехали! Живей! Живей!». Женя бежал вперед, поднимая ноги, как лошадь.

Ребятишки убежали далеко, а потом прибежали обратно к дому.

Школа

Наташа и Гоша – школьники. Они идут в школу. В руках у них – школьные портфели. Там лежат книги и тетради.

Вот и наша школа. У нее пять этажей. В школе Наташа и Гоша вешают одежду в шкафы и переобуваются. У Гоши первым уроком должна быть химия, он идет на второй этаж. Наташе надо не третий этаж, у нее математика.

Стихи, тексты для закрепления

произношения звуков Л, ЛЬ

Мила и мыло

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила.

Миле в глаз попало мыло.

- Что ты плачешь, наша Мила?

- Я выплакиваю мыло.

Лапти

Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

Хозяйка

Убежало, убежало

Убежало молоко.

Я с трудом его поймала.

Быть хозяйкой нелегко.

Любят очень сильно славную малышку,

В ванночке купают Милочку-голышку,

Помогают маме Лада и Алина.

Лада поливает Милу из кувшина,

Мама моет мылом своего младенца,

А Алина вытрет Милу полотенцем.      

Клоун-чудак

Клоун-чудак

Все делал не так:

Ломом копал,

Лопатой ломал,

Пилой колол,

А кистью мел!

Плотник

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Окна и полы

Находка

(для пересказывания)

Мила сидела у окна и услышала жалобный писк. Мила побежала в сад и увидела там маленького, еще слепого щенка. Ему было холодно.

Миле стало жалко его. Она закутала щенка в большой платок и понесла домой.

Дома Мила дала ему теплого молока. Щенок вылакал все молоко и уснул.      

Лодочка

На даче была лодка. Она была плохая. И на ней никто не катался. Но однажды Володя и Клава захотели покататься. Они взяли весла, сели в лодку и поплыли.

Лодка начала наполняться водой. Володя и Клава сильно испугались. Но недалеко была мель. Володя и Клава увидели ее и благополучно довели лодку до мели.

Звук К

Для подготовки к правильному произнесению звука рекомендуются артикуляционные упражнения:

  • «кашляем»;
  • «горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;
  • улыбка с сомкнутыми губами;
  • улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).

Произносить слова:

Мак, бак, сок, сук, цирк, танк, блеск, веник, воск, тюбик, каток, комок, замок, рынок, ролик, человек, мотылек, бантик, ручеек, домик, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок, петушок.

Произносить слова с двумя звуками [к]

Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, косынка, катушка, колокол, кошка, копейка, каблук, конфетка, казак, катушка, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, кукушка, клубок, клубника, коллекция.

Автоматизация звука [к] в предложениях:

У Коли коллекция марок. Дедушка посадил яблоньку. Каждое утро я делаю зарядку. Катя начертила квадрат. Костя купил книгу. Не молоток кует железо, а кузнец. Синичка — маленькая птичка. Бабушка кормит кур. Кате купили зайку. Собака своих не кусает. За окном капает дождик. Коля идет на рынок.

Автоматизация звука [к] в стихах

Петушок

Петушился, петушился

Забияка-петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка.

                       (Е.Авдиенко)

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

У еловых шишек

Сто чешуек-крышек.

Каждое — как перышко,

А под каждым — зернышко.

Спать пора

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко!

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научится

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

                                    (Р.Фархади)

Кот

Копеек накопил,

Кошке

Козочку

Купил,

А козе -

Капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка

Крепка,

Кошке даст

Молока.

                       (В.Лунин)

На кокосы, на кокосы

Налетели мы как осы!

А кокосы высоко,

А в кокосах молоко.

Прослушать рассказ, ответить на вопросы и пересказать.

Колобок

  У леса на опушке стоит избушка. А живет в избушке Колобок-румяный бок. Колобок — мастер сказки рассказывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки колобка и Мышка-норушка, и Лягушка-квакушка, и Петушок — золотой гребешок.

Вопросы.

Где стоит избушка?

Кто живет в этой избушке?

Что умеет Колобок?

Кому нравятся сказки Колобка?

Расскажи о Колобке.

.

Лягушка-квакушка

  Жила-была квакушка, зеленая макушка, белое брюшко, выпученные глазки — совсем как в сказке.

  Рот у этой красавицы большой, как говорится, до ушей, хоть завязочки пришей. А ест так много, что даже времени на это не хватает.

  Только позавтракала, смотришь, а уже обедать пора; не успела облизнуться — ужинать надо! Попрыгать бедняжке некогда: вот так и ест комаров без перерыва.

  А теперь подумай: лягушки полезные или вредные? И будешь ли ты после этого их обижать?

Комплекс упражнений для постановки  звука Р

1. «Качели».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

2. «Достать языком нос».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. «Достать языком подбородок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

6. «Маляр».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

8. «Грибок».

9. «Гармошка».

10. «Пощелкать кончиком языка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

15. «Автомат».

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Стихи, тексты для закрепления произношения звуков Р, РЬ

 Все красное

Красный помидор растет на огороде.

Красный георгин красуется в саду.

Красная брусника краснеет у дороги.

А красную ромашку я что-то не найду.       

Кенгуру

Носит мама-кенгуру

В теплой сумке детвору.

А ребятки-кенгурятки

Целый день играют в прятки

Алешкина  кричалка

Лейся, лейся дождик!

Я хочу расти!

Я не сахар! Я не коржик!

Не боюсь я сырости! 

Три крокодила

Жили в долине Нила

Три больших крокодила.

Первый – только большой.

Второй – с прекрасной душой.

А третий – ну просто милый!..

Но всех их зовут - крокодилы.

Драчун

На руке у Ромы рана,

И рукав у Ромы рваный.

Дрался Рома утром рано

У своих ворот с бараном    

Варежки

Варежки у Вари пропали на бульваре.

Воротилась Варя вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

В пенале

Хвастались друг перед другом ручка и карандаш.

-  Я отлично пишу! – говорила ручка. – Без единой ошибки!

-   А я, - вторил ей карандаш, - я и забыл, когда ошибался!

А резинке было стыдно это слушать, ведь она стирала их ошибки.

Разведчица

-   Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

-   Наверное, расстроилась. А почему ты спрашиваешь?

-   Меня Вовка на разведку прислал.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

  •  Составление рассказов по наблюдае­мым действиям. 
  • Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.
  • Составление рассказов по одной сю­жетной картине
  •  Составление рассказов по памяти
  •  Составление рассказов по символам.
  •  Составление рассказов по натураль­ным предметам
  •  Составление рассказов по предмет­ным картинкам.
  •  Составление рассказов по задан­ным словам.

Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста­влять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не на­рушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, по­высят умственный возраст, позволят пробу­дить скрытый потенциал, резервы, спо­собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Чтобы дополни­тельно заинтересовать ребёнка занятия­ми, запишите его рассказы на магнито­фон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и стара­тельности от малыша, а после составле­ния рассказов сможете оценить и обсу­дить с ребёнком их положительные и от­рицательные стороны.

Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за лю­бую, даже незначительную удачу.

                  Составление рассказов по наблюдае­мым действиям

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Мы покупаем щенка

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. За­тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему

      Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине

Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.

                                                         ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под дере­вом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

Где сидели улитки?

Почему они испугались оленя?

Как они спрятались от оленя?

Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?

Куда исчез олень?

Почему улитки не видели, как олень ушёл?

Что сказала одна улитка?

Что ответила вторая?

Олень на самом деле испугался улиток?

Что смешного в этом рассказе?

                   Составление рассказов по одной сю­жетной картине

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предло­жениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам.

                                 Составление рассказов по памяти

Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

                               Составление рассказов по символам

Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки.

Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-сим­волы. По ним повторить рассказы целиком.

ДАША-ДОКТОР

Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но де­душка почему-то пошёл к настоящему доктору.

      Составление рассказов по натураль­ным предметам

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

игрушки жалуются друг другу на своего хозяина

игрушки обсуждают своё путешествие по квартире

игрушки хотят вернуться в магазин

игрушки очень довольны своим хозяином

              Составление рассказов по предмет­ным картинкам

Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забав­ную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого запи­сать твоё произведение

                  Составление рассказов по задан­ным словам

Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

Рубка леса

Снегопад

 Путешествие

Просмотр телевизионных передач

Солнечный загар

Долгий сон

Ремонт в квартире

Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

Как Дениска испугался своего отражения

Как Лена первый раз пришла в детский сад

Как Миша капризничал в магазине игрушек

Как Серёжа спас котёнка

Как Наташа помогла соседке

Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу

Советы учителя-дефектолога

1.Не искажайте слова, говорите правильно и отчетливо. Речь ребенка развивается путем подражания речи близких людей. Вот почему ребенок должен слышать только грамматически правильную речь в своем окружении.

2.      Разговаривайте с ребенком как можно чаще. Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняйте детали. Например, каждый вечер обсуждайте, как прошел день, что нового в садике, просите малыша высказать свое мнение.

3.    Ошибки в речи ребенка исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его.

4.      Как можно подробнее объясняйте ребенку значения новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами: картинками, видеозаписями.

5.    Побуждайте к развернутым высказываниям. Не стремитесь по одному слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша: «Что ты сказал? Какое хочешь яблоко? Где лежит твоя игрушка?»

6.      При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребенка, особенности его восприятия и эмоциональное состояние.

7.    Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите…



Как правильно организовать занятия дома.

Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

         Рекомендации по проведению занятий:

  •          все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

         длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 - 20 минут (начинать надо с 3 - 5 минут)

  •          занятия должны проводиться 2- 3 раза в день
  •          лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
  •          не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  •          отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  •          объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  •          не употребляйте слово "неправильно", поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  •          разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  •          сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.
  •          не бойтесь экспериментировать; на основе рекомендаций, учителя-дефектолога, вы можете сами придумывать игры и упражнения.

          Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.

          И не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

 Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов.

Удачи вам и терпения

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.